Максимову было 38 лет, когда он впервые приехал в Юрьевец. Он был уже академиком живописи, прославленным художником. Красивый сильный человек с кудрявыми русыми волосами, небольшой бородкой, лучистыми глазами — таким мы видим его на акварельном портрете этих лет, выполненном Иваном Крамским.
Крестьяне искренне полюбили Максимова, окружили тёплой заботой его жену и детей — двух дочерей и сына. Часто в избе, где они жили, было полно народу, и всегда шло горячее обсуждение картин художника, на которых многие узнавали самих себя.
Живя среди крестьян, Максимов ясно видел, что в условиях капитализирующейся деревни, класс крестьян распадался на бедных и богатых. Заем хлеба, бедные, идущие в кабалу к богатым, было типичным явлением.
Особенно характерна в этом отношении написанная в Варварихе картина «Заём хлеба». Вот что писал о ней в своей статье передовой русский критик В.В.Стасов: «Новая картина «Заём хлеба» так превосходна, что заставляет молчать всякие претензии. Даже в колорите своём Максимов сделал сильный успех… Сцена — изба… Действующих лиц двое: бедная крестьянка, босоногая и пригорюнившаяся, принесшая под заклад свой последний чайник; другое действующее лицо, тоже крестьянка, только достаточная, даже богатая, раздобрелая телом. Она отвешивает на безмене краюху хлеба взаймы…Тут истинная жизнь происходит, одна из ежедневных повсеместных драм, тут наши люди, события, характеры. Для меня Максимов — один из значительнейших наших художников».
О жизни Максимова в Варварихе дают полное представление письма крестьян, а также хранящаяся в архиве Третьяковской галерее переписка его с Третьяковым. Когда Василий Максимович уезжал из деревни, крестьяне писали ему, что скучают по нему, обращались по-родственному с различными просьбами. К Лидии Александровне крестьяне обращались на «ты», извинялись, что забросили вышивку, которой она их научила, — некогда.
Максимов пишет Третьякову, что в Варварихе он занимается «рисованием в альбом, да заглядыванием в чужие избы… Ходя по избам на досуге, легче подметить какую-нибудь особенность» ( Письмо от 29 июля 1882 года). Итогом этого «подглядывания» и явилась его картина «Заём хлеба» показанная на ХI передвижной выставке 1883 года.
В письме от 22 июня 1883 года он пишет П.М. Третьякову: «Вот, Павел Михайлович, где живется хорошо, это в Варварихе. Второй раз приезжаю, а встречают как царя, нет даже лучше, потому что не боятся…». Его письма дышат восхищением перед простыми людьми, глубоко чувствующими красоту. «Приехал в деревню продавец картин, — рассказывает Василий Максимович, — К нему сбежались бабы и мужики, несмотря на рабочее время, и так умильно поглядывали, будто знатоки перед Сикстинской мадонной».
В эти же годы Максимов интересуется жизнью судорабочих, делает зарисовки различных волжских судов. В Юрьевце он делал подготовительные работы к картине «Первый хлебный караван в Рыбинске».
О большом национальном художнике Василии Максимовиче, Илья Репин сказал: «Картины его можно назвать перлами народного творчества… они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют сюжетами, но пройдут века, а эти простые картины только чем-то сделаются свежее и ближе к зрителю будущих времён».
По материалам Л.Л.Поляковой (газета «Волга» от 19 июля 1979г.)