Продолжаем публикацию о великом русском художнике Василии Максимовиче Максимове, написавшем в д.Варварихе под Юрьевцем свои лучшие картины.
Вот как пишет о приезде Максимова в Варвариху А.И.Леонов, автор монографии о художнике: В Рыбинске он не задержался и проехал дальше по Волге. Был в Костроме, нашел этот город скучным и отправился в Кинешму. Однако и здесь не увидел ничего подходящего, и в поисках лучшего места приехал в Юрьевец. В пяти верстах от города ему удалось наконец найти пристанище на берегу Волги, в деревне Варвариха»
В зале передвижников Днепропетровского художественного музея находится картина «В.М.Максимов. В крестьянском дворе» с надписью рукою художника в нижнем правом углу картины: «Варвариха. 1882, 20 августа».
Это любимая волжская деревня под Юрьевцем, куда Максимов ездил на этюды подряд несколько лет. Варвариха подарила русской живописи такие максимовские шедевры, как «Заем хлеба», «Больной мужик», «Утро вдовца» и др…
Варвариха, также указана на полотне «Старая крестьянка», находящемся в Киевском музее русского искусства, на рисунке карандашом «Нищий под окном», хранящемся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
О творчестве Максимова восторженно отзывались Репин и Стасов, Третьяков и Крамской.
Репин в своих известных воспоминаниях «Далекое близкое» посвятил ему отдельную главу, в которой пишет: «Главные картины его при воспоминании его имени ясно встают перед глазами русского человека. Вот «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» «Заем хлеба у соседки», «Примерка ризы», «Все в прошлом», «Хозяин-буян». Не зарастает народная тропа к этим простым, искренним, безыскусственным картинам народного быта».
Всю свою жизнь Максимов связал с народом и учился у него.
(По материалам Л.Л.Поляковой)