«Вдохновленный Юрьевцем»

Без рубрики

В этом году исполнилось бы 115 лет со дня рождения юрьевецкого художника Венедикта Николаевича Моисеева. В фондах ГБУ «Музеи г.Юрьевца» хранятся несколько картин художника. Пейзажи с видами города, поистине стали историческими работами, по которым местные историки и краеведы могут изучать те или иные здания, не сохранившиеся до нашего времени.

В трудовой книжке Венедикта Николаевича против графы профессия значится — художник. Он преподавал в школе рисование, вел изокружок в Доме пионеров, работал в редакции районной газеты «За большевистские темпы» — делал рисунки, клише для снимков. Но профессионального совершенства ему не хватало. Ведь Венедикт не окончил никакого специального учебного заведения.

Рос Венашка в большой семье, где было десять детей. Рано довелось ему трудиться. Работал на мельнице, а семь классов, кончал в вечерней школе.

Но с раннего детства больше всего он любил рисовать. Его сестра Вера Николаевна Моисеева -Кашина сохранила не дождавшиеся брата кисти, палитру со следами краски, книги по искусству. Репродукции работ Репина, мастеров итальянского возрождения — Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Вот какой был интеллектуальный диапазон художника-самоучки.

Почти на всех снимках, сделанных братом Леонидом, увлекавшимся тогда фотоделом, Венедикт изображен или на этюдах, или в творческой мастерской. Он был неутомим, когда дело касалось живописи. И нередко, по свидетельству близких, работал день и ночь.

Чаще других рядом с Венедиктом снят высокий, стройный парень, тоже с этюдником. Вот они на берегу Волги, а то на пристани пишут баржи или позируют на фоне великолепного Юрьевецкого памятника архитектуры — колокольни,

Его близкий друг Александр Крылов уважал упорного самоучку за беспредельную, беззаветную любовь к живописи, к родной природе и был твердо уверен, что его товарищ добьется своего. Но с началом войны, Венедикт сдал свои картины на хранение в музей. А 27 июня сестра Вера провожала его на фронт. Не переставая, лил дождь. Но Веня так и сыпал шутками. Сама веселость и доброта — вот каким он запомнился друзьям и близким. Но за этим таилось то, что он не любил афишировать — мужественная, высокая душа коммуниста. Лишь однажды сквозь шутку прорвался тот патриотический пафос, который горел в его душе. Он, улыбаясь, сказал родным: «Ну, знайте — или грудь в орденах, или голова в кустах!».

Скрылся в пелене дождя пароход, увозивший защитников Родины. И было от Венедикта всего два письма. Последнее пришло в октябре 1941 года. Написано оно было по дороге с Карельского перешейка в осажденный Ленинград…

В трудовой книжке Венедикта Николаевича Моисеева короткая запись: «Уволен в связи с мобилизацией на фронт». А дальше — пустые листы…

По материалам Л. ПОЛЯКОВОЙ.

ГБУ «Музеи г. Юрьевца»