Сегодня, 2 февраля вся наша страна отмечает важное событие, ставшее переломным на пути к победе в ВОВ — это день окончания Сталинградской битвы. Юрьевчане не остались в стороне. Экипаж парохода «ПЕРЕКАТ» в апреле 1942 года был включен в состав Волжской флотилии и был направлен в Сталинград.
До войны буксирный пароход «Перекат» водил по Волге плоты с лесом в Кинешму и Балахну, а весной и осенью обслуживал технические участки пути по Волге (расставлял бакена, снимал их осенью, следил за береговой, навигационной техникой). Небольшой, но очень сплоченный экипаж буксира под руководством капитана Алексея Витальевича Трещина к любой работе относился очень серьезно и добросовестно.
Битва за Сталинград явилась суровым испытанием для старого буксира, построенного в конце XIX века. Помощь этого небольшого корабля выражалась в доставке боеприпасов, подкрепления, перевозке раненых из разбитого города на левый берег Волги. Более сотни раз «Перекат» переправлялся через Волгу, зачастую тянул за собой плоты и паромы с ранеными и боеприпасами.
Под вражеским огнем бомбардировщиков и артиллерии противника маленький буксирик, всего сто лошадинных сил, вместе с другими пароходами ускользал с поля зрения фашистов. Немцы понимали: чтобы сломить Сталинград, нужно лишить его переправы через Волгу, откуда шло основное подкрепление частей.
Осенью 1942 года немецкие самолеты непрерывно бомбили суда на переходах через Волгу. Однажды ночью немцы поймали пароход в клещи прожекторов. «Перекат» увеличил ход, но мощная бомба расколола пароход пополам. Все члены экипажа получили ранения и контузии. Пароход стал быстро погружаться на дно реки, увлекая за собой людей.
Если воинское подразделение теряет боевое знамя, его тут же расформировывают. Механик Малыгин раненный и оглушенный, человек гражданский, об этом знал и, рискуя своей жизнью, на тонущем корабле он добрался до кормовой мачты и снял опаленный и неоднократно пробитый пулями и осколками красный флаг – частицу корабля, самой страны. Рухнув в ледяную воду, Иван Петрович увидел тонущего, тяжело раненного своего капитана. Сам раненный, он смог спасти капитана и доплыть до левого берега. Экипаж «Переката» погиб почти весь , часть утонула, некоторые умерли от ран или переохлаждения тела. Спасенные нашими солдатами бойцы, через некоторое время были отправлены к месту приписки «Переката». Капитан Трещин, после лечения в госпитале, получил буксирный пароход «Якутец», который доставлял разные грузы по Волге от Рыбинска до Горького. В 1944 году Алексей Витальевич был мобилизован на службу в Советскую Армию, на первый Белорусский фронт. Осенью 1944 года Трещин погибает на Сандомирском плацдарме. Перед отправкой на фронт, Алексей Витальевич оставил коллегам в родном Затоне кормовой флаг парохода «Перекат» с наказом — хранить святыню как память о «Перекате» и его героическом экипаже.
Внизу под горой, на территории бывшего речного порта, в 1990 году, в годовщину 45-летия Победы был установлен памятник в честь буксирного колесного парохода «Перекат», созданный по инициативе юрьевецкого Клуба юных моряков и руководителей порта «Юрьевец».
В 2013 году художником А.А.Гороховым был разработан новый проект памятника, который было решено установить в сквере Победы на Пятницкой горе.