Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 годом, и названы они там златыми – ими был обшит кожух князя Даниила Галицкого. А потом их описания встречаются в исторических документах с такими эпитетами: кованое, плетеное, шитое, пряденое, волоченое, низанное и саженное жемчугом… Это столько значит существовало способов их изготовления. И «нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материалов для кружев, как в России. Употребляли золоченое золото и серебро, сканое и пряденое с шелком, золотая и серебряная нить или канитель и разного рода так называемых блесток, звездочек и проч. Были кружева саженные и низанные жемчугом, и перьями, и пухом, и горностаем…»
Кружевоплетение называлось у нас в старину «женским замышлением», а сами кружевницы – «плетеями».
И еще одна особенность русского кружева: оно вплоть до 20 века разделялось на заимствованное, — для знати, и свое, народное, не менее распространенное. Центрами русского кружевоплетения были Вологда, Елец. Мценск. Плели их и в других местах: в Балахне , в Тульской губернии, Московской, Петербурской, Тверской , но уже не в таких масштабах.
Никуда не ушло кружево и в советское время. Да и в наше время есть еще рукодельницы, умеющие создавать подобное чудо своими руками. И хотя нам уже давно привычнее стало кружево машинное, но нет ничего прекраснее изделия ручной работы. В которое вложена фантазия и любрвь мастерицы.
В библиотеке ГБУ «Музеи г. Юрьевца» оформлена выставка «Воздушные узоры. Кружевоплетение в России» на которой представлены работы юрьевецких мастериц: А.П.Давыдовой, А.И.Сергеевой, Г.М. Дивиловой и др. Это ажурные салфетки, предметы женского гардероба, скатерть и др. Выставка дополнена подробными описаниями, позволяющими лучше узнать историю кружевоплетения.